Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Материально техническое оснащение ДОУ – важная сторона создания комфортных условий пребывания ребенка в детском саду. Совместными усилиями работников ДОУ для детей дошкольного возраста, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, создана предметно-пространственная развивающая среда, оборудованы помещения для занятий детской деятельностью.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
На входной двери здания дошкольного учреждения расположена кнопка вызова, чтобы обеспечить доступ в здание образовательного учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Назначение |
Функциональное использование |
Используемая площадь |
Оборудование |
Кабинет заведующего |
Приём родителей и сотрудников, проведение совещаний администрации |
9 кв.м |
Мебель, компьютер, МФУ, документы |
Групповые комнаты и спальни |
|
Групповые 301 кв. м Спальни 283,1 кв.м. |
Набор детской мебели, игрушки, дидактические, спортивные, настольно-печатные игры и пособия, игровая мебель, уголки природы и экспериментирования.В средней , подготовительной, логопедической и старшейгруппах установлены интерактивные доски |
Музыкальный зал |
|
71 кв. м |
Пианино, музыкальный центр, магнитофон, наборы народных музыкальных инструментов, фонотека, нотный материал, библиотека методической литературы по всем разделам программы музыкального развития |
Медицинский кабинет. |
|
18,6 кв. м |
Материал по санитарно-просветительской, лечебно-профилактической работе Приемная, палата, медицинский материал для оказания первой медицинской помощи и проведения прививок |
Процедурный кабинет. |
|||
Изолятор. |
|||
Методический кабинет. |
|
14,5 кв.м |
2 компьютера,МФУ; методический материал по работе с педагогами и воспитанниками, наглядный и раздаточный материал к занятиям, пособия и методическая литература. Свободный доступ в Интернет |
Кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога. |
|
10,7 кв.м |
Библиотека психологической литературы, игровой материал для проведения технологий: игротерапии, пескотерапии. Диагностический инструментарий,МФУ. Дидактический материал и оборудование по обследованию речи, разнообразные дидактические игры для развития речи дошкольников, (наглядный и демонстрационный материалы).. Свободный доступ в Интернет. Специальный световой стол для песочной терапии. |
Физкультурный зал |
Проведение физкультурно–оздоровительной работы, утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных развлечений |
71кв.м |
Стандартное и нетрадиционное оборудования для проведения физкультурных занятий, тренажеры |
Бухгалтерия |
Ведение бухгалтерской документации |
10,2в.м |
Компьютеры, МФУ, мебель, документы, сканер, ноутбук |
Предметно-развивающая среда детского сада способствует обогащенному развитию и воспитанию, обеспечивает эмоциональное благополучие, отвечает интересам и потребностям детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; в воспитательно-образовательном процессе помогает осуществлению комплексно – тематического подхода. Развивающее пространство детского сада включает макро — среду (участки и близлежащая территория) и микро-среду (внутреннее оформление помещений). При создании предметной развивающей среды коллектив руководствовался следующими принципами:
- полифункциональности среды: предметная развивающая среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле многофункциональна;
- трансформируемости среды – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
- вариативности - педагоги используют модельные варианты развивающей среды для разных видов детской деятельности.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Состояние материально-технической базы Учреждения, обеспечивает организацию жизни детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в детском саду и соответствует приоритетным направлениям деятельности.
Каждая группа имеет групповое помещение, приёмную, умывальные комнаты. Группы оборудованы необходимой мебелью, мягким инвентарём.
В пределах общего пространства групповых помещений оформление отражает содержание разнообразных видов детской деятельности:
- для ознакомления детей с правилами дорожного движения и безопасностью жизни и здоровья (светофоры, пункты ГИБДД, больница, дорожные знаки, крупногабаритные машины, макеты домов, схемы улиц города и т. д.)
- для развития познавательной активности, где дети могут самостоятельно заняться рассматриванием различных механизмов, ставить опыты, проводить наблюдения, исследования и т. д.
- для развития творчества с полным комплектом материала, позволяющего детям в любой момент заняться рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, где активно проявляются фантазия, творчество, воображение.
- для театрализованной деятельности, где собраны многие виды театра, наборы кукол, элементы костюмов, маски, ширмы, и т. д.
- природные уголки, которые отличаются в разных возрастных группах самобытностью и оригинальностью, что привлекает детей красочным, познавательным материалом, уходом за растениями, где дети отмечают изменения в погоде и наблюдают за ростом растений.
- кукольные уголки с комнатами различного назначения, соответствующей мебелью, куклами и одеждой, изготовленной детьми вместе с родителями.
- конструктивные уголки, в которых находятся детские конструкторы и строительные наборы, разные по содержанию, назначению и размерам, изготовленные из различного материала, мозаики, разрезные картинки и т. д.
В ДОУ созданы условия для развития представлений о человеке, России, истории и культуре: имеются книги и открытки, знакомящие детей с историей и культурой России, ее символикой, трудом и бытом различных народов, образцы предметов народного быта, национальных костюмов, что помогает воспитывать патриотическое отношение к Родине. Особое внимание уделяется материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ, обеспечивающим необходимый уровень их физического, интеллектуального развития и нравственного воспитания.
Планировка и оборудование помещений детского сада и прилегающей к нему территории осуществляется с учётом реализуемой программы и целей образовательной работы ДОУ.
Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- 6 персональных компьютера;
- 7 ноутбуков;
- 1 мультимедийный проектор с экраном;
- 1 сканер;
- 2 принтера;
- 3 МФУ;
- 1 музыкальный центр;
- - факс;
- 4 мультимедийных проектора с интерактивными досками;
- стол для песочной терапии;
- сухой душ;
- 2-сухой бассейн,
- 6-тактильных массажных дорожек
- дидактические игры и пособия;
- развивающие игрушки,
- обучающий комплект "Логико-Малыш".
Объекты территории детского сада:
- теневые навесы;
- игровое поле;
- клумбы;
- песочницы;
- птичья столовая;
Условия питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МКДОУ организовано 4-х разовое питание дошкольников.
В учреждении имеется примерное меню, рассчитанное на 10 дней, с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания в ДО для двух возрастных категорий: для детей с 1,5 до 3 лет и для детей от 3 до 7 лет.
Для нормального роста и развития воспитанники ДОУ обеспечены вкусным сбалансированным 4-х разовым питанием: завтрак, 2-й завтрак, обед, уплотненный полдник. Ежедневное меню составляется медицинской сестрой в соответствии с 10-дневным примерным меню для двух возрастных групп детей (от 1,5 лет до 3 лет и от 3 до 7 лет) на основе типовых рационов с соблюдением рекомендуемых СанПиН продуктовых наборов, калорийности и химического состава готовых блюд.В рацион питания детей включены:свежие фрукты, овощи, соки, молочные, рыбные, мясные блюда, выпечка. Меню разработано с учетом физиологических потребностей детей в калорийности и пищевых веществах. В ДОУ имеется картотека блюд с разработанными технологическими картами, позволяющими выдерживать все требования к приготовлению разнообразных детских блюд. В детском саду, согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, организован питьевой режим, проводится С-витаминизация 3-го блюда. Обеспечивается санитарно-гигиеническая безопасность питания в соответствии с принципами ХАССП, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению и раздаче блюд. Все продукты, поступающие в МКДОУ с. Воскресенское , подлежат обязательному бракеражу. Для осуществления систематического контроля объема и качества оказываемых услуг по организации питания воспитанников в ДОУ создана бракеражная комиссия. Питание воспитанников организуется в групповых помещениях. Прием пищи осуществляется в соответствии с установленным режимом дня для каждой возрастной группы. Выдача пищи с пищеблока производится согласно графику, после контроля бракеражной комиссией с соответствующей записью в журнале результатов оценки готовых блюд. Для ознакомления родителей с рационом питания воспитанников ДОУ ежедневно вывешивается меню с указанием объема пищи в граммах в соответствии с возрастом детей. Пищеблок ДОУ оснащен необходимым тепловым, технологическим и холодильным оборудованием, посудой и инвентарем. Питание организовано в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. В МКДОУ уделяется большое внимание соблюдению режима питания, отвечающего физиологическим особенностям детей, соблюдению технологических требований при приготовлении пищи, строгому соблюдению правил эстетики питания, воспитанию необходимых культурно-гигиенических навыков в зависимости от возраста детей. Администрация ДОУ осуществляет повседневный контроль за деятельностью пищеблока, правильной организацией питания детей в группах.
Психологическая комфортность и безопасность дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
Важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья является психологическая безопасность. Это такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.
Поэтому одно из направлений работы в нашем дошкольном учреждении – это обеспечение психологической безопасности ребенка в детском саду.
При реализации направления решаются следующие задачи:
- изучить источники угрозы психологической безопасности детей;
- разработать курс занятий с детьми, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы);
- создать в детском саду условия, обеспечивающие психологическую безопасность каждого ребенка;
- оказывать консультативную и практическую помощь родителям и педагогам ДОУ по вопросам создания дома и в детском саду среды, обеспечивающей дошкольникам состояние защищенности от угроз душевному благополучию.
Отсюда следует, что в дошкольном учреждении нами была разработана система общей и индивидуальной защиты детей.
- Индивидуальная программа психологической защиты была выстроена на основе изучения личностных особенностей ребенка, его привычек, условий воспитания в семье. С помощью родителей и педагогов были заполнены индивидуальные карты развития каждого ребенка, в которых даны психологические рекомендации по предупреждению отклонений в психическом и эмоционально-личностном развитии ребенка.
- В течение учебного года в подготовительной и логопе группе педагогом-психологом реализуется программа «В школу с радостью» Занятия проводятся один раз в неделю по 20-25 минут.
В содержание каждого родительского собрания включаются элементы психологического тренинга с использованием упражнений, этюдов и игр, которые входят в занятия с детьми. Это помогает родителям «поставить» себя на место ребенка, взглянуть на определенные, иногда и конфликтные ситуации глазами своего ребенка, лучше узнать и понять его и тем самым построить психологически безопасное взаимодействие со своим ребенком. Этому также способствуют разработанные «Психологические шпаргалки» для родителей, отражающие следующие темы: «Как правильно общаться с ребенком?», «99 способов сказать ребенку: «Очень хорошо!», «Как воспитать оптимиста?», «Как оформить детский уголок дома?» и многие другие.
Обеспечение психологической безопасности детей в условиях детского сада предполагает и тесное сотрудничество с воспитателями и специалистами. Систематически проводится контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок под руководством психолога, инструктора по физическому воспитанию и старшей медсестры.
Структурные компоненты психологической безопасности мы разделили на две системы: систему организации режима жизнедеятельности воспитанников и систему организации межличностных отношений в ДОУ.
Система организации режима жизнедеятельности воспитанников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
- Организация целесообразного, гибкого и эффективного режима дня воспитанников (распределение нагрузок интеллектуальных и физических в течение дня, организация полноценного питания, сна, организация двигательного режима)
- Организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении, развитии и т.д.
- Организации образовательного процесса (баланс между специально организованной деятельность и совместной и самостоятельной деятельности детей, построение занятий в форме диалога, совместное решение познавательных и практических задач, включение в жизнедеятельность воспитанников значимых и интересных для них видов детской деятельности)
Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Особое внимание в учреждении уделяется охране жизни и обеспечению безопасности жизнедеятельности детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В здании ДОУ оборудованы в соответствии с требованиями законодательства медицинский и процедурный кабинеты, изолятор. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в ДОУ функционируют медицинские кабинеты, оснащѐнные оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с требованиями законодательства. В ДОУ организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МКДОУ с. Воскресенское в наличии фиксированная телефонная связь, имеется электронная почта, веб-сайт в Интернете.
На веб-сайте имеется информация по нормативно закрепленному перечню сведений о деятельности организации, имеются данные об организации на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных организациях.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям сотрудникам, родителям, в том числе приспособленным для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья - обеспечен.