Вторник
23.07.2019
04:15
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ с.Воскресенское
Главная Регистрация Вход
учитель - логопед »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

сайт учителя - логопеда Кузьминой Светланы Владимировны

 

«Если ребенок плохо говорит»

     Многие родители задаются вопросом,  правильно ли развивается речь их детей и что делать, если что-то не так. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что является нормой в речевом развитии детей, и на что надо обратить внимание.

     Первое, что хочется отметить, это то, что в последние годы отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений от нормы. Родители часто спрашивают: «Почему это происходит?»

     Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что очень часто в последнее время беременность, роды и период новорожденности проходят с осложнениями. К тому же с великим сожалением можно отметить, что всё меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

     Мы с вами знаем, что в младенчестве речь детей проходит определённые этапы развития: от 2 до 5 месяцев – период гуления, к 5-6 месяцам возникает лепет, к 1 году в словаре ребёнка уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов, к 1,5-2 годам в речи должны появиться предложения. Поэтому, вас должно насторожить, если что-то идёт не так. Конечно, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до 3-х лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растёт.

     Поэтому, если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течении беременности матери, родов и раннего развития ребёнка отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из неё.

     Примерно к 2 годам в речи ребёнка появляются и первые прилагательные: хороший, плохой, маленький, большой, красный. Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй» и т.д. Это так называемое физиологическое смягчение. В этом возрасте ребёнок практически все согласные звуки произносит смягчённо.

     Хочется обратить внимание,  что очень плохо на речи детей сказывается «сюсюканье». Родители довольно часто в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Ребёнок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то менять в своей речи.

     К 3 годам физиологическое смягчение уходит из речи ребёнка. Он правильно произносит гласные и все простые согласные звуки (б, п, м, т, н, к, г, в, ф), строит более длинные распространенные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину.») Но в этом возрасте в речи детей ещё довольно много грамматических ошибок («копать лопатком», «побегём быстрее»). Нужно обратить внимание ребёнка на неточности и ошибки в его речи, четко проговорить правильный образец. В этом возрасте ребёнок уже легко может запоминать и рассказывать небольшие стишки.

     К 4 годам дети правильно произносят свистящие звуки (с, з), используют в речи сложноподчинённые предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Могут рассказать о том, что видели на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук Р. Его речевой аппарат ещё не готов к этому, может возникнуть и закрепиться неправильное произношение этого звука.

     К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки (ш, ж), почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связо рассказать о том, что изображено на картинке.

     В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет разными формами устной речи: диалогической и монологической.

     Зная эти этапы нормального речевого развития дошкольников, можно сделать выводы о том, правильно развивается речь вашего ребёнка или есть о чем задуматься. Первое, на что обращаем внимание, это нарушение звукопроизношения. Если у вашего ребенка оно есть, то следует обратиться к специалисту.

     Некоторые речевые проблемы детей родители могут решать самостоятельно.  Это обогащение словарного запаса, формирование грамматических категорий, развитие связной речи. Речь ребёнка развивается в процессе общения. В настоящее время специалисты отмечают, что в семьях наблюдается дефицит общения между детьми и взрослыми. Дети не умеют общаться. Они не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. В настоящее время родители как правило поставлены в достаточно жесткие условия: работают с утра до вечера, а придя домой, «уходят» в свои компьютеры, телевизоры, ноутбуки, предпочитая их внутрисемейному общению. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Так и получается, что близкие люди, находясь рядом друг с другом, практически не разговаривают. А это отражается на речевом и на общем развитии детей. Живое общение не может заменить никакое, даже самое современное техническое устройство.

     Можно выделить несколько основных правил, которые помогут правильному развитию речи детей.

  1. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты обязательно объясните.
  2. С детьми раннего и младшего дошкольного возраста нужно проговаривать действия и называть предметы.
  3. Если в речи ребенка есть недостатки, ни в коем случае не смеяться, тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказывать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
  4. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех его членов.
  5. Развивайте фонематический слух – способность слышать и различать фонемы, т.е. звуки речи. Это особенно актуально для детей старшего дошкольного возраста. Постоянно привлекайте внимание детей к звучащему слову, придумывайте слова на тот или иной звук.
  6. Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.
  7. Читайте, рассматривайте иллюстрации в книгах и беседуйте о том, что на них нарисовано, сочиняйте рассказы, озвучивайте героев произведений, обсуждайте их характеры. Чтение, рассказывание стихов, сказок, рассказов должны стать семейной традицией, ритуалом, которого ребенок очень ждёт.

Конечно, соблюдение этих правил может быть и не решит всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение обязательно даст положительные результаты.

 

     


Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz