Наталья Владимировна Татарчук выступила перед педагогами с консультацией на тему: «Наблюдение основной метод познания природы»
К концу ХХ века экологические проблемы заняли одну из лидирующих позиций среди проблем мирового масштаба. Поэтому задача экологического воспитания населения, а особенно подрастающего поколения стала очень актуальна.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте на основе развития познавательной активности, стремления к «самости» - самостоятельности, формирования эмоциональной сферы создаются условия для появления интереса и воспитания осознанно-бережного отношения к окружающему, для формирования основ экологически-целесообразного поведения в природе.
Большинством педагогов в качестве основных форм экологического
воспитания детей используются наблюдения и труд в природе. Причём, инициатива по выбору объектов, форм, времени наблюдения и труда принадлежит в основном воспитателю, дети лишь выполняют заранее продуманный план педагога. То есть дошкольники рассматриваются не как субъекты, а как объекты экологического воспитания.
Такой подход противоречит особенностям современных дошкольников – активных, упрямых деятелей, нацеленных на самостоятельное познание мира, а не восприятие его под непрерывным руководством взрослого.
Несоответствие педагогических подходов специфике детей XXI века является одной из причин несформированности экологически-целесообразного поведения у большинства старших дошкольников (например, часто наблюдается расхождение между знаниями детей о правилах поведения в природе и их выполнением). На основе описанного выше субъект-объектного подхода к экологическому воспитанию трудно (а то и невозможно) воспитать у современных детей устойчивый интерес к природным объектам, инициативу по их познанию, осознанно – бережное отношение и соответствующее поведение в природном окружении. Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль.
|